УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ
На дорогах управление автомобилями ГАЗ-69 и ГАЗ-69А не отличается от управления другими легковыми автомобилями. Передний мост при движении по твердым и гладким дорогам и твердому грунту следует выключать; этим самым достигается экономия топлива и уменьшение износа автомобиля.
Движение автомобиля должно происходить на возможно высшей передаче, в основ-ном на прямой. При снижении скорости ниже 20 км/час на прямой передаче могут поя-виться признаки перегрузки двигателя: вибрация двигателя, стуки и другое. В этом случае следует переходить на пониженные передачи. При увеличении скорости движения следует переходить вновь на более высокие передачи. Перегрузка двигателя вредно отзывается на его работоспособности и поэтому недопустима.
Автомобиль необходимо вести так, чтобы двигатель работал без ощутимого напряжения, для чего надо своевременно переключать передачи.
При движении по тяжелым дорогам и в жаркое время года необходимо включать масляный радиатор.
Полезно перед преодолением тяжелого участка дороги ознакомиться с ним и наметить путь движения автомобиля. Для увеличения проходимости на слабом грунте можно уменьшить давление в шинах до 1 кг/см2. После преодоления этого участка давление в шинах следует доводить до нормального, так как при пониженном давлении резко увеличивается износ шин.
При движении по бездорожью, скользкой дороге, на больших подъемах (свыше 15°) необходимо включать передний мост и в случаях, указанных ниже, также и низшую передачу (2,78) в раздаточной коробке - демультипликатор.
Включать демультипликатор (передачу 2,78) рекомендуется после остановки автомобиля. Последующее переключение на передачу 1,15 можно производить на ходу, с выключением сцепления. Для бесшумности переключения нужно делать на нейтрали выдержку. Выдержка должна быть тем больше, чем с большей скорости автомобиля произ-водится переключение (как при переходе со второй на третью передачу на автомобиле ГАЗ-51). При скорости автомобиля менее 8 км/час выдержка не нужна. Если выдержку на нейтрали сделать слишком длительной, то правильного включения не будет. В этом случае следует включить сцепление, нажать на педаль акселератора (для небольшого увели-чения оборотов двигателя), затем снова выключить сцепление и включить передачу 1,15.
Движение по песку.
При трогании нужно включать передний мост, низшую переда-чу в раздаточной коробке (демультипликатор) и первую передачу в коробке передач. Дроссельную заслонку следует открывать как можно меньше. Открытие заслонки должно быть таким, чтобы обеспечить начало движения автомобиля без пробуксовки колес; затем следует переходить на вторую и третью (прямую) передачи. Если сопротивление движе-нию не особенно велико и автомобиль на прямой передаче может увеличивать скорость, то следует, включив вторую или первую передачу, выключить понижающую передачу в раздаточной коробке. По возможности надо переходить на высшие передачи.
Крутые песчаные подъемы надлежит преодолевать с разгона на второй или первой передаче с включенной низшей передачей в раздаточной коробке.
Заболоченные участки.
Движение по заболоченному лугу. При движении по заболоченному лугу нельзя уменьшать скорость, а тем более останавливаться. Если необходимо остановиться, то для этого нужно выбрать пригорок или более сухое место. Возобновить движение после остановки на заболоченном лугу очень трудно, так как для движения по такому грунту требуется большое тяговое усилие, а такое усилие, передаваемое колесами на грунт, вызывает срыв слоя дерна (верхнего слоя грунта) и застревание автомобиля.
Движение по заболоченному лугу нужно начинать при включенной низшей передаче в раздаточной коробке, на второй передаче в коробке передач с осторожной пробуксовкой дисков сцепления, не допуская буксования колес. Как только начинается буксование колес, нужно немедленно выжать педаль сцепления. Если буксование повторится при заднем ходе, надо немедленно подложить под колеса хворост, доски и т. п., чтобы увеличить сцепление колес с грунтом и обеспечить движение автомобиля.
Безостановочное движение по заболоченному лугу надо производить на второй или третьей передачах с включенной низшей передачей в раздаточной коробке и с большим открытием дроссельной заслонки. При этом не рекомендуется делать резкие, крутые повороты. Нужно заранее учитывать необходимость поворота и делать его плавно, на боль-шом радиусе; такой поворот не снижает скорости автомобиля и исключает возможность срыва дерна, неизбежного при резком повороте на большой скорости. Очень топкие места следует объезжать.
Броды.
Броды с твердым грунтом, глубиной до 700 мм, следует преодолевать на первой передаче с включенной низшей передачей в раздаточной коробке, на малой скорости. Ре-мень вентилятора следует снять и закрыть жалюзи радиатора. Броды глубиной до 500 мм при тихой воде можно преодолевать, не снимая ремня вентилятора, но с закрытыми жа-люзи радиатора. При преодолевании бродов следует избегать остановки двигателя, так как вода зальет глушитель и затруднит пуск двигателя. Если твердый грунт покрыт слоем ила, то скорость нужно увеличить, но не допускать пробуксовки колес.
Во время преодолевания брода вода попадает в тормозы, а при глубоком броде мо-жет попасть в сцепление, поэтому при выходе из воды следует их просушить: сцепление - путем неполного включения, тормозы - периодическим торможением на ходу автомобиля.
Кроме того, при выходе из воды нужно проверить, не попала ли вода в картеры: двигателя, мостов, раздаточной коробки, коробки передач. Поэтому, преодолев брод, следует отвернуть, после непродолжительной стоянки автомобиля (5 мин.), пробки указанных картеров и спустить воду. Как только покажется масло, пробку нужно завернуть. Изменение цвета масла и его помутнение указывает на наличие в нем воды. Такое масло в картерах следует заменить.
Движение по заснеженным дорогам.
Движение по дорогам, покрытым рыхлым, неукатанным снегом, с преодолением снежных переметов следует производить с вклю-ченным передним мостом. При длительных поездках в этих условиях необходимо вклю-чать масляный радиатор. Во время движения по указанным снежным дорогам нужно избегать резкого торможения во избежание заноса автомобиля.
Движение по скользким и обледенелым дорогам.
Езда по скользким и обледене-лым дорогам опасна и требует большого внимания водителя. Резкое торможение и откры-тие дроссельной заслонки, неплавные повороты при движении по скользким и обледене-лым дорогам неизбежно приводят к заносу автомобиля. Движение производится с вклю-ченным передним мостом и с небольшой скоростью автомобиля. Трогаться с места нужно при малых оборотах двигателя на второй передаче в коробке передач, во избежание про-буксовки колес. При движении по скользкой или обледенелой дороге нельзя останавли-ваться даже на небольшом подъеме. При движении под уклон рекомендуется производить торможение двигателем, одновременно с притормаживанием тормозами. Торможение должно производиться плавным нажатием на педаль, без выключения сцепления.
Преодоление подъемов.
Преодолевать подъемы, как правило, нужно по прямому пути. Преодоление наискось, с креном, резко снижает максимальную силу тяги. Макси-мальная сила тяги на колесах определяется не только мощностью двигателя и передаточ-ным числом трансмиссии, но и сцепным весом (весом, приходящимся на ведущие колеса). Когда появляется крен автомобиля, его нагрузка на колеса перераспределяется. Колеса, расположенные выше, теряют часть веса, приходящегося на них; а так как левое и правое колеса связаны дифференциалом, то такое перераспределение вызывает пробуксовывание разгруженных колес.
Подъемы круче 20° нужно преодолевать на первой передаче с включенным перед-ним мостом и низшей передачей в раздаточной коробке. Канавы, ямы, рвы следует пре-одолевать на небольшой скорости с включенным передним мостом, в направлении, пер-пендикулярном склону. Не допускается брать препятствие с ходу, если возможен лобовой удар в колеса. Канавы и рвы можно преодолевать наискось, но следует учитывать воз-можность косого вывешивания автомобиля и застревания из-за пробуксовки колес.
Движение с прицепом.
При движении с прицепом необходимо уменьшать скорость до 10 - 15 км/час. Рез-кие повороты могут вызвать опрокидывание. Следует также помнить, что при движении с прицепом путь торможения увеличивается в 11/2 раза.
Трогаться с места следует всегда на первой передаче, избегая рывков, неблагоприят-но отражающихся на силовой передаче автомобиля. Вести автомобиль нужно стараться плавно, без резких ускорений и торможений.
При наличии подъема необходимо заранее включить такую передачу, на которой возможно преодоление его без дополнительного переключения. Переключать передачи на подъемах опасно и трудно, так как автомобиль быстро теряет скорость.
На крутых спусках нужно обязательно пользоваться торможением двигателем и за-ранее включать требуемую передачу и передний мост. При необходимости нужно также дополнительно притормаживать автомобиль ножным тормозом.
При езде по скользкой дороге, особенно при наличии встречного транспорта, необходимо соблюдать большую осторожность.
Уменьшать открытие дросселя нужно постепенно, тормозить плавно в несколько приемов, не выключая сцепление.
При движении по пыльным дорогам с установленным тентом рекомендуется, если нет впереди другого автомобиля, немного приоткрывать ветровое стекло. Это уменьшает попадание пыли в кузов, так как при закрытом ветровом стекле в кузове образуется раз-режение, способствующее засасыванию пыли. При длительной эксплуатации автомобиля по пыльным дорогам воздушный фильтр нужно промывать и менять в нем масло еже-дневно.
Зислин С. Г., Мозохин Н. Г., Пелюшеико О. И.,
Черномашенцев А. И., Якубович И. Е.
АВТОМОБИЛИ ГАЗ-69 и ГАЗ-69А
Рекомендова использовать в качестве учебника.