Начнем по порядку. Слово Schnorchel дословно переводится с немецкого языка как "дыхательная трубка", именно в таком контексте и надо рассматривать его дальнейшее применение. Упустим красивые истории изобретения для подводных лодок, тем более что российские подводники не используют такой термин.
Сегодня термин шноркель сугубо автомобильный.
Из рассуждений уберем профессиональное использование шноркеля в системах снабжения воздуха машин участвующих в боевых действиях или иных специальных ТС, так называемых Special Vehicle, причем - это не обязательно будут машины повышеной проходимости. Технические характеристики этих машин всегда соответствуют определенному техническому заданию, он написаны как устав и вносить изменения в них чаще всего запрещено.
Наше повествование будет исключительно в области применения шноркеля для автомобилей, выпускаемых серийно и продающихся или продававшихся на рынке. Читатели должны понимать, что автор хорошо знает одну марку машин - Land Rover и делать поправки на точность изложения применительно к другим маркам. Так вот, в варианте серийной машины могут быть три варианта: 1. установка шноркеля предусмотрена заводом изготовителем и его можно заказать по каталогу к конкретной машине; 2. шноркель изготавливается на специализированом предприятии и его конструкция расчитана и рекомендована на конкретную модель ТС; 3. шноркель изготовлен индивидуально.
Во всех трех описываемых вариантах есть общее и это надо запомнить одно:
Шноркель предназначается для подачи чистого воздуха в двигатель автомобиля!
Все, по умолчанию иного применения шноркелю нет! Пока я не встретил в заводских инструкциях, как к машинам, так и к шноркелям, что установка шноркеля меняет технические характеристики ТС, например, глубину преодолеваемого брода. Пишут исключительно про защитные функции аксессуара и возможность продления жизни сердцу машины - двигателю.
Установка шноркеля заводской конструкции (Safari Snorkels, Mantec) не увеличивает характеристуку - глубина преодолеваемого брода, машины, на которую они устанавляются!
Подготовка к форсированию водных преград - это большой комплекс мер, куда включается как непосредственная подготовка преварительная, как рекомендации по прохождению самой водной преграды, так и проверка техники после водиой приграды и устранение последствий нахожденя в воде. За этим стоят целые страницы инструкций и часы физической работы, подумайте об этом, прежде чем "не зная брода, соваться в воду".
При правильном прохождении брода не превышающего значения указанного в технической характеристики машины, никакого гидроудара не будет, за это отвечают конструктора!
Что же все таки дает установка шноркеля заводской конструкции? Первое, в двигатель поступает более чистый воздух: изменяется место забора, есть возможность собрать на стенках и слить конденсат и взвешенную в воздухе влагу, осадить сконцентрировав пыль. Прямая выгода находится именно в условиях сильной запыленности, можно реже пылесосить или менять воздушный фильтр. Обратите внимание на машины в пустынных или степных регионах, там самодельные шноркели стоят даже на обычных маршрутках. А путешествующие давно и далеко знают, что такое пыльные бури, без шноркеля двигатель иногда "перестает дышать" уже через полчаса, глохнет, воздушный фильтр оказывается "забит наглухо". Причем сделать в подобной ситуации вы ничего не можете, на воле бесчинствует стихия воздушных потоков в смеси пыли и песка, зачастую даже открыть капот не сможете.
В большинстве случаев шноркель заводского изготовления "защищает двигатель" от пыли!
Итак, должно быть понятно, что производители шноркелей не гарантируют вам защиту от гидроударов, как предлают нам недобросовестные продавцы или изготовители малых серий. Стоимость ремонта загубленных двигателей при формировании водных преград можете смело на них переносить, один суд и куча спасенных машин, но вот только вряд ли кто-то из продавцов "в своем уме" осмелится указать вам черту водной глади, глубже которой вам заезжать нельзя.
Могу указать корни откуда пошла "неразбериха" со применением шноркелей. Все надо искать у истоков, а у истоков знаний "продвинутых пользователей" находилась рекламная акция под названием Camel Trophy. Все видели красочные картинки мужественных людей у полузатопленных машин со шноркелями, однако мало кто осознавал, что за этим стоит завод, которому известен ресурс машин, агрегаты и подшипники которых купаются в воде, и механики конвоя, которые, во-первых, загерметизировали даже то, что в обычных условиях герметизировать нельзя, во-вторых они следили, чтобы машины были проверены после каждого тяжелого "рабочео дня", менялись фильтра и масла. А вот те кто осознал, тот и понял, сколько может стоить подобная эксплуатация и почему после проведенного мероприятия машины уходили на завод, где все максимально менялось, а потом продавалось, причем обратите внимание, стоимость могла быть разной в зависимости от того, что "хлебали" машины на разных континентах и каким огрегатам больше всего доставалось.
Поэтому перед тем как установить шноркель поймите, для чего он вам нужен и сколько вы готовы платить за его присутствие, иногда дешевле проложить временно "на брод" до фильтра, или даже мимо него гофротрубу, чем дорабатывать и герметизировать конструкцию шноркеля. Так, например, ездил единственный женский экипаж Яшина/Любимова на Арктик-трофи в 98 году и ведь доехали на стандартном Пажерике почти до Ледовитого океана по себерному берегу Белого моря.
Как улучшить герметичность конкретного заводского шноркеля на конкретной машине - пусть пишут специалисты. К этому процессу (он касается сердца машины, поймите) всегда надо подходить вдумчиво, ибо, не скрою, есть и удачные консрукции шноркелей, они менее известны, но более надежны, для LR - это Southdown Snorkel's.
Теперь про самодельные конструкции и конструкции, не имеющие прямых рекомендаций завода-изготовителя. В этом случае надо осознавать. что у вас нет гарантий, что забор воздуха происходит с оптимальной точки, нет гарантий, что сечение воздуховода соответсвует необходимому для обеспечения достаточного количества воздуха при работе двигателя на больших оборотах. Пожалуйста будьте внимательны и придирчиве при выборе и установке шноркеля. Самодельные конструкции - это ваше право и ваши риски. В 90-е года, просто негде было купить готовый шноркель, то изготавливали самодельные конструкции. Я сам, одним из первых, использовал строительный рынок для этих целей, мало того, в машинах доработанных, конца 90-х, было даже два корпуса воздушных фильтров, один на штатном месте, а один, соединенный самодельным шноркелем с впусной системой, на багажнике. Для приведения состояния "обычная жизнь" надо было просто переставить патрубки под капотом и не забыть вставить в него фильтрующий элемент.
Шноркель в зимний период. Те, кто ездил на старых картюраторных машинах, включая и марку Land Rover, в частности, знают, что в холодное время года забор воздуха надо было менять, обеспечивая расчитанную конструкторами подготовку топливной смеси. Если у вас установлен шноркель, то обратите на это внимание, мало того, что снеголед теоретически может забить воздуховод, так и воздух будете подавать всегда морозный. Чтобы не вдаваться в обсуждения особеностей различных моторов и видов топлива, - просто обратите на это внимание применительно к своей машине, зимний период требует особого внимание к сердечной деятельности.
Последний вопрос - как держит пластик заводского шноркеля. Могу ответственно заявить, что шноркели Safari и Mantec побывали со мной в тяжелейших авариях, кузова "на списание", а шноркели, шноркели и сейчас живы, на представленной зеленой машине шноркель скользил под тяжестью корпуса машины с видом на прекрасное ущелье и был сплющен, а через несколько часов принял привычную форму.
Общий вывод - шноркель это очень полезный акессуар для машины, сберегает сердце машины - двигатель, и если бы сейчас пришлось расставлять порядок покупки необходимого снаряжения для внедорожника, то он бы выглядел так: такелаж и шансовый инструмент, цепи на колеса, шноркель, хай-джек и т.д.