28 мая 2016 года будет дан старт юбилейному, 20-му трофи-марафону "Ладога-Трофи", крупнейшему в Европе внедорожному приключению.
Мое личное представление о внедорожном мире сформировали три события: Camel Trophy, Ладога-трофи и Арктик-трофи. Я бесконечно благодарен Создателю, что жизнь предложила именно такую и хронологическую последовательность событий, и уровень моего участия в них. Человеческий мозг устроен удивительным образом, он способен оценивать события в их совокупности и до поры не трогает некоторые факты, формируя из них последовательности уже будущих событий. Прежде чем поделиться основными выводами о значении Ладога-трофи для меня, опубликуем список экипажей и машин (*), и, конечно, список победителей и призеров, стартовавших в 1997 году - они достойны того, чтобы находится в самом начале изложения:
1. № 2 - Лукницкий Антон/Клюквин Константин (?) - MBGelandewagen- Cанкт-Петербург
2. № 3 - Хеманис Айварс/ - Нива - Латвия
3. № 4 - Карамазов Всеволод/Чижова Наталья — Suzuki Samurai - Санкт-Петербург
4. № 5 - Дерюгин Александр/Баландина Евгения — Toyota BJ40 - Санкт-Петербург
5. № 6 - Брызжев Павел/Гайдук Оксана - Нива 21213 - Москва
6. № 7 - Александров Михаил/Кудрявцев Дмитрий — Range Rover Classic - Санкт-Петербург
7. № 8 - Киреичев Юрий/Порай-Кошиц Петр - Нива - Санкт-Петербург
8. № 9 - Евдокимов Иван/Мария - Mitsubishi Delica - Москва
9. № 10 - Венглинский Владимир/Культин Александр — Nissan Patrol - Санкт-Петербург
10. № 11 - Павловский Борис/Павловский Тарас/Семенов Игорь — Nissan Terrano - Санкт-Петербург
11. № 13 - Викторов Анатолий/ - УАЗ "Америка" - Санкт-Петербург
12. № 14 - Фулиди Александр/Евгений - Toyota TLC 80 - Санкт-Петербург
13. № 15 - Молчанов Анатолий/Славучинский Нил — Nissan Patrol - Санкт-Петербург/Москва
14. № 16 - Гадасин Борис/Лебедев Сергей - Range Rover Classic - Санкт-Петербург
15. № 17 - Брикис Юрис/ - Wolksvagen Iltis - Латвия
16. № 18 - Игнатюк Дмитрий/ - MB Gelandewagen - Санкт-Петербург
17. № 19 - Самитис Алдис/ - Jeep Cherokee - Латвия
18. № 20 - Лазданс Янис/ - Нива - Латвия
19. № 22 - Киселев Сергей/Меньшуткин Алексей - ГАЗ 69 - Санкт-Петербург
20. № 23 - Гершун Максим/ - Chevrolet Blaser - Санкт-Петербург
21. № 26 - Трушников Александр/Антипкин Николай — Range Rover Classic - Черноголовка
22. № 27 - Зайцева Светлана/ - Нива - Санкт-Петербург
23. № 29 - Александров Алексей/Баландин Сергей — Range Rover Classic - Санкт-Петербург
24. № 31 - Радзевич Андрей/ - Нива - Санкт-Петербург
25. № 32 - Мичурин Максим/б.ш. - Нива - Санкт-Петербург
26. № 33 - Кан Игорь/журналист - Нива - Санкт-Петербург
27. № 34 - Ушаков Михаил/Ушакова Елена — Land Rover Discovery - Санкт-Петербург
28. № 35 - Козлов Игорь/Потапова Наталья - Jeep Wrangler - Москва/Екатеринбург
29. № 36 - Жданович Александр/Шустров Николай- Нива - Москва/Санкт-Петербург
30. № 38 - Балков Владимир/ - Nissan Patrol - Санкт-Петербург
31. № 39 -Ведерников Евгений/ФедуновАндрей — Land Rover Santana - Мурманск
32.№ 40 - Верпаховский Александр/ - Jeep Wrangler - Санкт-Петербург
33. Юрий Овчинников ехал "без номеров" на Toyota BJ 40.
*Список не пока полный, большое спасибо тем, кто помог его восстановить и тем, кто сможет его дополнить. По предварительным данным на сегодняшний день в полной кондиции находится одна машина — Jeep Wranler Игоря Козлова, восстановленный до состояия выставочного экземпляра.
Победители в общем зачете трофи-рейда Ладога определялись по сумме результатов гамбургского счета и мест, занятых на спортивных участках:
1. Дерюгин Александр/Баландина Евгения —Toyota BJ 40;
2. Венглинский Владимир/Культин Александров — Nissan Patrol;
3. Ведерников Евгений/Федунов Андрей — LR Santana.
Победители в категории «Лучший экипаж» (приз Team Spirit) определялся по гамбургскому счету:
1. Ведерников Евгений/Федунов Андрей — LR Santana;
2. Трушников Александр/Антипкин Николай — Range Rover Classic;
3. Венглинский Владимир/Культин Александров — Nissan Patrol.
Выделены скорбные факты потерь - первыми наш мир покинули лучшие из лучших.
Спортивная программа (ориентирование и легенды с РД):
1. Ушаков Михаил/Ушакова Елена — Land Rover Discovery;
2. Павловский Барис/Павловский Тарас/Семенов Игорь — Nissan Terrano;
3. Гадасин Борис/Лебедев Сергей - Range Rover Classic.
Лучший водитель — определялся по гамбургскому счету:
1. Самитис Алдис - Jeep Cherokee;
2. Гадасин Борис — Range Rover Classic;
3. Венглинский Владимир - Nissan Patrol.
Гамбургский счёт — в русском языке, идиома в значении «подлинная система ценностей, свободная от сиюминутных обстоятельств и корыстных интересов», восходящая к рассказанной Виктором Шкловским истории о русских цирковых борцах конца XIX — начала XX вв., обычно определявших победителя схватки заранее, договорённостью, но раз в году сходившихся будто бы в Гамбурге, вдали от публики и работодателей, чтобы в честной борьбе выяснить, кто же из них на самом деле сильнее (взято из Википедии). На созтязаниях 90-х система судейства "гамбургский счет" выглядела как сбор мнений каждого экипажа, утром участникам раздавались записки, которые вечером сдавались с указанием мнения экипажа по указанным категориям подсчета.
Возвращаемся к фактам из жизни. Сегодня я благодарен судьбе, что меня с "Нивой" стоимостью в половину Range Rover, не приняли в создаваемый "4х4 Club" на Воробьевых горах, в начальный период Первый в России официальный внедорожный клуб был еще "не для всех". Этот факт позволил мне дождаться своего события - "видения" в автосервисе Черноголовки, с высоты подъемника в день под Рождество" на меня" спустился Range Rover служителя из Нового Афона - мистика сплошная, но благодаря ей в последующем удалось воспользоваться фактом появления московского Land Rover Club (ныне "Бриткар"/ARB-Sport) и стать одним из первых в его ряды.
Именно1997 году для меня счастливым образом сформировалась и осуществилась цепочка событий определившая последующюю жизнь: "журнальные" легенды и мифы о Camel Trophy; злой инженерный гений Land Rover; люди первого состава LR Club; реальный "отборочный полигон" и живые участники Camel Trophy; элементы здорового снобизма и покатушки “4х4 Club” в Крылатском; Ладога-Трофи - сообщество осязаемого Командного духа для совместного достижения цели в красках Калевалы; первая Автоэкзотика со свалившимся на голову Виллисом из Алматы и обреченным на Эльбрус LR Defender 90; Арктик-Трофи - территория ограничений личных амбиции в беспредельной обреченности бездорожья Кольского полуострова; Школа LR в UK с постулатами яростного консерватизма.
"Истинные ценности", поступившие в сознание в такой последовательности в течении одного года, не только позволили собраться мыслям, но и дали возможность увидеть изнутри новое явление в постсоветском пространстве - формирование среды любителей поиска приключений и познания жизни (не касаясь способов передвижения и вида приключений). В советское время таких возможностей, вне рамок профессиональной деятельности не было, судьбы, выбивающихся из этого тезиса людей, служат лишь подтверждением факта. Обратите внимание - именно поиска приключений, а полноприводный автомобиль отличное для этого средство. Как итог для меня: к концу 97-го года занавес условных ограничений для личных открытий пал, пелена невозможного была порвана, дальше "все под гору, даже когда в гору".
"Ладога-трофи" сегодня позиционируется именно как Приключение - отличное решение Организаторов! Не у каждого есть возможность "проверить себя" и самостоятельно найти приключения, сложившийся личный комфорт и возможность потерять душевное равновесие мешают. "Ладога-Трофи" - предоставляет начальные условия, в которых, без ущерба для чувства вашего собственного достоинства, можно получить свое "Большое приключение", причем в различной упаковке и дозировке, с возможностью в любой момент прервать упражнения над собой.
Спорт - это отлично, Туризм - это здорово, познание себя начинается с "поиска приключений"! На Ладоге Дух приключений присутствует всегда, а с "полным приводом" он составляет идеальную идеальную формулу: "ПП + ПП = ПП". Улыбнулись? Да, именно так, на выходе получаем "познание пространства", а понятое пространство - это возможность найти и определить для себя место
"У каждого в жизни должна быть своя Первая Ладога", - эта фраза в одном из моих интервью иногда принимается дословно, однако она означает исключительно факт личного поступка по пути поисков настоящего себя. Снова к истории. Собрание LR-Club не одобрило моего решения о участии в Ладоге. Бессмысленное крушение машины в играх на свежем воздухе, противоречило морали уважаемой марки, но перед самым стартом экипаж получил разрешение-благословение выступать под флагом клуба, мало того, родной Клуб "выдал веревку" - оказал помощь в необходимом снаряжении для самовытаскивания. Забежим вперед, уже на "Ладоге - 98" московский LR Club был представлен в лучшем составе и даже с настоящей машиной, участницей легендарного Camel Trophy с Superwinch на бампере, а это все лишь один из итогов Первой Ладоги, мало того, это событие послужило катализатором образования ЛР-Клуба в Санкт-Петербурге.
"Ладога нас связала, тайною личной стала", - такие слова, под музыку хита перестройки, крутятся сейчас у меня в голове. Реально "Ладога 97" стала основой для создания будущего сообщества сообществ, она стала тем "круглым столом", за которым стало возможно говорить и понимать, причем затем даже дистанционно, это, не побоюсь пафоса в изложении, было первым событием, по моему мнению, которое определило как предмет последующих разговоров о вечном, так и язык, на котором стало принято разговаривать о «этом самом». Совокупность неспешных бесед у костра и коротких реплик в процессе движения стала достаточным основанием для создания в дальнейшем уже "рукотворной последовательности" в образовании сообщества клубов, которые, в свою очередь, определили последующее разделение командного духа и личных амбиций для общества в целом и для каждого, в частности. И если "Арктик-трофи" в первых изданиях - это узкие частоты, основанные на коллективном прослушивании гармоник спорта, то начальные издания "Ладога-трофи" - это широкополосное вещание на частотах коллективизма (безусловно, для тех, кто имеет хоть какой-то "слух").
Возвращаемся в первым составам участников "Ладога-трофи". За исключением неминуемых скорбных потерь, они все в строю, что дает мне право призвать "поколение Next" задуматься... да-да, факт, но все участники Camel Trophy - это успешные люди, а все участники первых Ладог, как минимум, люди самодостаточные! Это до сих пор уверенная в себе элита и костяк движения, хотя на их костях и пробовало сыграть второе поколение, не получилось. Задумались? Вот определяйтесь, и в причинах, и в следствиях успешности, делая свой выбор.
Если мы говорим о поколениях участников, то сейчас в Ладоге участвует уже третье в моем "летоисчислении", поколения не по возрасту, а по призыву. Первое в миру прожило относительно мало, приведенные в стартовых списках фамилии уже мало кто знает, так история распорядилась. Увлечение зашло в нашу страну на спаде пика волны первого поколения "там, за железным занавесом", поэтому первое поколение, не успев совместно познать всех радостей бытия, быстро освободило дорогу задиристому следующему, требующего "поддать пару", ибо появились новые технические и технологические возможности и, по их мнению, отпала необходимость следовать старым моральным нормам. Но и им не повезло, накрытое "мутными словами лицемеров", второе поколение почти немедленно вступило в конфликт с уже появившимся третьим, да, но третье-то не знает, что под вторым "нет дна", и нынче они валятся "в болото" уже вместе и это не проблемы "отцов и детей", это проблемы отсутствия необходимой выдержки на время переходных процессов, отсутствие мудрости жизни и знаний основ мироустройства и, конечно, отсутствие навыков заглянуть "за горизонт" (экология, землепользование, социальность и пр. - это старые термины и ограничения, они не при вас возникли). Но обратите внимание, первое поколение участников Ладоги живет спокойно и в согласии, многие при чем живут за счет меряющихся колесами и величиной обрезаний последующих поколений, при этом они молча улыбаются глядя друг на друга, они все понимают. Эти размышления я продолжу в других статьях, пока достаточно градации и констатации, а на старте Ладоги за № 20 продолжаются уникальные события - участвуют три поколения! Господа участники, пробуйте обойтись без амбиций, это касается как старших - "у нас было так романтично, с "пердячим паром"», так и самых младших - "а слабо трое суток, не вынимая машину" и хочется призвать: "А вот слабо вам всем одновременно финишировать и тем достичь цели?".
О влияние Ладоги на "окружающую среду". Именно после первых Ладог мы получили "Рейд Двух столиц" и "Золотое кольцо" в программах московского ЛР-Клуба, а «Урал-Трофи» - это уже был первый региональный противовес, также как в последующем «Тянь-Шань Трофи» - это был первый филиал за рубежом. Долго можно работать над списками участников, это интересно и увлекательно я могу даже связать успех казахской команды в Дакаре с участием в «Ладога-трофи», успех первого года «Экспедиции-трофи» - ее готовили участники Ладога-Трофи по всей стране!
Недавно Сергеем Белостоцким выполнена титаническая работа по обработке архивов «Ладога-трофи» к юбилею, наслаждайтесь новыми старыми роликами, в Медиотеке OFFCLUB они также есть.
Да и дочитавшим сей опус до конца бонус, место встречи - очередное издание будет проходить с 28 мая по 5 июня с традиционным стартом с Исаакиевской площади.
P.S. Предупреждение, которое вы не встретите в регламенте "Ладога-трофи". Свежесть воздуха и окружающие красоты возбуждают, а близость трасс к объектам придорожной инфраструктуры увеличивает как количество разводов в среде участников, так и количество жителей в стране. Ожидайте эту тему в серии статей о приключениях на дороге, но, искренне надеюсь это будет не скоро, камеральная работа впереди, а пока происходит сбор практического материала. Не забывайте предохраняться, берегите свое здоровье!
И последнее, как вы уже поняли, создание этого ресурса стало возможным исключительно благодаря событию, которое произошло почти два десятилетия назад. Поэтому я решил его открыть именно к старту "Ладога-Трофи XX". Организаторов, участников и всех причастных, с новым изданием, с новой серией Приключения № 1 в стиле Офф-роуд!
Какой же основной вывод для себя я сделал? Ладога-трофи - идеальный пример, когда инициатива небольшого коллектива, но грамотно воплощенная в жизнь и доведенная до товарного вида, даже несмотря на внутренние и внешние разногласия и проблемы, способна породить целый шлейф необходимых сообществу, а значит и обществу в целом, инициатив, стать катализатором в развитии разных направлений сопутствующего бизнеса и принести радость людям, количество которых измеряется уже тысячами...
Удачи и Полного Привода. Александр Трушников.
P.S. В приложении постранично сканы двух номеров журнала 4х4 Club 1997 года, посвященные этому Событию.