Для чего необходима классификация? Прежде всего для того, чтобы понять интересы различных автомобильных туристов и понять их маршруты. С группами туристов можно работать привлекая, например, их достопримечательностями по пути или сервисом, а маршруты - это кровеносные артерии, как и в любом организме всегда есть запасные. Например, строительство скоростных дорог ускорит проезд к местам рекреации и снизит нагрузку на маршруты познавательного туризма.
Существуют две базовых классификации туристов. Первая делит туристов "на наших, не наших и чужих": внутренний, выездной и въездной виды туризма. Но все они двигаются транзитом по дорогам России и разделение их в обществе путешествующих по стране - это дискриминация прав, поэтому данная классификация необходима исключительно для статистики.
Вторая базовая классификация автомобильного туризма важнее, на дорогах разделим автомобилистов на три основные группы туризма: организованный, деловой, самодеятельный.
Организованным автомобильным туризмом занимаются туристические компании и агентства, предлагая туристам готовые маршруты, экскурсионные программы, обеспечивая по пути следования питанием и проживанием. Туристы оплачивают пакет услуг и программа тура не подлежит измененению. Следует отметить, что организованный автомобильный туризм, где в качестве транспортных средств чаще всего является автобус, - это самый массовый вид автомобильного туризма.
Деловой автомобильный туризм определяется условиями поездки - "командировки": конференция в конечной точке или выполнение заданий работодателя по пути следований. Маршрут и график движения подчиняется требованиям как предприятия, так и работника, в том числе получение "отдачи" от поездки при максимальном снижении издержек.
Исключив из потока транспорта группы организованного и делового туризма, на дорогах остаются туристы неорганизованные, перемещающиеся по своим делам и по своим маршрутам. Это самостоятельные путешественники - они составляют мир самодеятельного автомобильного туризма.
Структурно мир самодеятельного автомобильного туризма можно разбить на три основных подгруппы, характеризующиеся выбором маршрута, наличием конечных или путевых точек на маршруте и графиком движения по маршруту. Эти параметры определяют как экономические составляющие поездки, так и набор необходимых для путешественников услуг на маршруте.
1. Рекреационый.
2. Познавательный.
3. Приключенческий.
В эту классификацию должен входить отдельной позицией караванинг, однако на этом этапе автомобилизации и развития автотуризма в России, автор берет на себя смелость не делать этого. Во-первых, автотуристы на автодомах и кемперах могут быть включены в одну из трех уже указанных категорий, а во-вторых, именно выделение особенностей жизнедеятельности мобильных автодомов, особенности их быта, во многом сдерживают развитие самого караванинга в России, нонсенс, который будет рассмотрен в отдельной статье, посвященной караванингу в России. В третьих, экономическая составляющая для России от караванинга в массе затрат велика, а в плане отдачи незначительна, в основном из-за использования автодомов и кемперов иностранного производства и состоянием дорог в стране. Перспективность необходимости развития караванинга в стране не оспаривается.
"Исторические особенности" России не позволяют забывать про существование спортивного автотуризма. Это касается не только автомобильного спорта под эгидой Российской автомобильной Федерации (РАФ) и спортивного автомобильного туризма под эгидой Федарации спортивного туризма России (ФСТР), общественных организаций, где в качестве бонуса к путешествию участникам соревнований предлагаются официальные спортивные звания и награды, но и множество иных состязательных возможностей по пути следования. Самый известный "спорт в дороге" - геокешинг.
В России существует еще одна большая группа автотуристов, особеность которой заключается в том, что сами они себя автотуристами не считают, точнее об этом просто не думают, а вот производители транспортных средств, дополнительного оборудования и снаряжения для туризма на нее ориентируются, причем как на конкретную целевую аудиторию, назовем условно это сообщество промысловым. В эту группу входят охотники и рыбаки, любители собирать грибы и ягоды и т.д. и т.п.. Для российской действительности это значимые общности людей.
Исторически, со времен Российской империи, существует термин автопробег. Изначально он обозначал сравнительные испытания транспортных средств в реальных дорожных условиях эксплуатации. Однако в связи с особенностями государственного строя, в период СССР, большая часть автопробегов стала носить агитационный характер, появились показательные и пропагандистские автопробеги, большинство из которых к автотуризму не имело никакого отшения, хотя и отражало как уровень автомобилизации страны.
Хотя классификация условна, но она необходима, так как позволяет определить характерные особенности графика движения, выбора маршрута движения и использование придорожного сервиса. Согласитесь пара или семья, поехавшая навестить дальних родственников, имеет иное движение, чем семья которая неспешно путешествует по кольцевому туристскому маршруту.
Можно привести здесь еще несколько классификаций, по типу транспортных средств, по событийный Классификация самодеятельных автотуристов по типу транспортного средства
Рекреационный автотуризм - наиболее массовый вид отдыха с использованием автомобиля. В отпуск на курорт, к родственникам, к морю. Автомобиль в данном случае используется как средство доставки к месту отдыха, в редких случаях в маршрут включается посещение достопримечательностей по пути. Маршрут следования характеризуется минимализация требований и расходов во время движения к цели поездки: ночевки при дороге, заправки и еда. Статистику рекреациационного автотуризма проводить трудно, большое количество транзитных участников с разными конечными точками. Но, возможно, с помощью заправочных карт, например.
Познавательный автотурим - второй по массовости вид самодеятельного автомобильного туризма. Идеальным примером маршрута для познавательного самодеятельного автотуризма может служить маршрут по "Золотому кольцу России", но не исключается и быть построеСамый притягательный на сегодня для представителей туристического бизнеса и малых предприятий. Причем во многом это связано с возможностью привлечения зарубежных участников. Этот вид туризма на сегодняшний день самый "выгодный" для государства, он создает рабочие места и позволяет регулировать "туристский интерес" в регионах, направляя или перенаправляя потоки с помощью формирования необходимой инфраструктуры.
Приключенческий туризм - достаточно малочисленый по количественно у составу, но самый значимый по публичности, а значит и влиянию на общество. Поездки на охоту и рыбалку также можно рассматривать как маленькие приключения, как и автономное проживание с семьей на отдыхе вдали от сложившихся инфраструктур. Приключенческий туризм определяется прежде всего высоким уровнем автономности и независимости.
Караванинг - старая и вечно молодая для России тема. RV - .
В классификации нельзя не упомянуть международный автотуризм. Въездной туризм - туристы на автомобилях, мотоциклах и автодомах. В осовном они сами посещение России за пределами его Центральной части рассматривают как приключенческий, все путешествия индивидуальны, а их условия меняются каждый год.
Автотуризм России - емкий термин, который охватывает все виды туризма, так и все его проблемы и надежды.
Еще одна классификация понадобится нам для будущего, по отношению к туризму существуют несколько сторон: потребитель услуг, поставщик услуг и
В случае автотуризма в России происходят странные вещи - автотуристы пользуются и следуют чужим планам: дороги предоставляется государство в лице РосАвтодора, по ним по воле и под руководством Транса возят грузА, по этим маршрутам благодаря частной инициативе возникают объекты сервиса и по частно-государственой сеть АЗС, а уже остатками инфраструктуры